Туалетная бумажка
...После того, как ты вытер свою задницу, поставь ведро с водой на место. Потом возьми ещё одну ветку для вытирания задницы, чтобы вытереть её насухо. Или же используй туалетную бумагу. И член и задница должны быть очень хорошо вытерты....
(Сёбогэндзо Сэндзё)
Сентябрь

Предыдущий месяц * * * Следующий месяц


Слишком много всё ещё недостаточно?!
(Взрослая практика - Часть 5)

"Ты не должен тоже вести себя как ребёнок!"
Моя дочь Мэгуми родилась в июне, и с тех пор я довольно много раз слышал это замечание от моей жены. Когда ребёнок рождается, иногда его старший брат или сестра начинает вести себя как ребёнок, чтобы привлечь внимание матери, которое направлено в сторону новорождённого. Это начинает быть проблемой, когда отец, который, скорее, тоже должен заботиться о ребёнке, становится инфантильным и сам притворяется ребёнком. Это особенно является проблемой, если отец пишет каждый месяц в "туалетной бумажке" о "практике взрослого". Разве он не притворялся взрослым, только чтобы спрятать тот факт, что он на самом деле просто сам является ребёнком? Может быть это потому, что он сам ещё ребёнок, инфантильные люди вокруг так беспокоят его? Как бы то ни было, похоже, что "практика взрослого" должна начинаться с размышления о себе.

В прошлом месяце я говорил о "тренировке" и "практике" и пришёл к выводу, что "практика взрослого" означает жить как Будда и Бодхисаттва - "практиковать" означает "жить", а "взрослый" означает "Будда и Бодхисаттва". В японском языке слово взрослый написано двумя китайскими иероглифами, которые, если переводить дословно, означают "большой человек". Обычно в японском они произносятся как "отона", но в качестве технического буддийского термина они читаются как "дайнин". На самом деле так получилось, что "дайнин" - это перевод с санскрита слова "махасаттва", которое означает ни что иное как "Будда и Бодхисаттва". В большинстве стран тебя считают взрослым после 18, 20 или 21 года, но сколько из нас может претендовать на то, чтобы быть настоящим взрослым, быть махасаттвой, только потому, что мы достигли этого возраста? Даже хотя мы и претендуем на практикование того, что называем "путём Будды", мы слишком часто взрослые по возрасту, в то время как наша практика детская, какой была всегда. Так что же означает быть настоящим взрослым человеком?

В главе "Восьмикратное бодрствование большого человека" Сёбогэндзо Догэн Дзэндзи перечисляет 8 качеств взрослого человека. Первые два - "Иметь мало требований" и "Знать, что этого достаточно".
Когда я практиковал как монах в храме Риндзай в Кёто, однажды наша группа не смогла достать достаточно денег во время нашего ежедневного прошения милостыни, так что мы были так заняты прошением милостыни, пока не заметили, что не успеем назад в храм к положенному для обеда времени. В Риндзай Дзэн лучше не опаздывать, так что нам пришлось использовать деньги, чтобы взять такси. Первым вопросом, который задал водитель, было:
"Разве вы никогда не слышали первые два качества настоящего взрослого?"
"Кого?!", ответил лидер нашей группы.
"Я имею в виду правду, что ты всегда будешь иметь достаточно, если не желаешь больше, чем жизнь предлагает тебе в данный момент. Чем больше ты пытаешься получить, тем больше ты страдаешь". - В Кёто обычно водители такси знают о буддизме больше, чем монахи Дзэн, которые тренируются, чтобы получить лицензию к "выученному священнику Дзэн".
"Ты слишком много разговариваешь", это было всё, что смог сказать наш лидер. Казалось, что он не был достойным противником для водителя.

Но на самом деле, легко сказать, что "ты всегда будешь иметь достаточно, если не желаешь больше, чем жизнь предлагает тебе в данный момент". Но не так-то легко понять и манифестировать это в своей жизни. Кажется, что мы никогда не получаем то удовлетворение, которое ищем. Мы никогда не можем получить, что хотим, и на самом деле мы даже не можем получить, что нам нужно, или, по крайней мере, так нам это кажется. Разве это "удовлетворение" - не тот минимум, который мы ожидаем от жизни? Но опять, это ставит нас на один уровень с большим ребёнком, который всё ещё хочет "конфеты, игрушки и сатори", мы требуем счастья и удовлетворения, как ребёнок требует молока.

В Антайдзи дзадзэн ничего не приносит. Ты не выигрываешь спиритуальность, и ты также не получаешь карманных денег. В итоге ты теряешь - теряешь идеи и идеологии, и в конце концов ты даже тратишь свои деньги на покупки для храма. Как унсуй (монах, практикующий под руководством мастера), я не очень беспокоился об этом. Я был убеждён, что в практике Дзэн речь идёт о потере, а не о выигрыше, и кто бы стал ожидать, что ему заплатят за дзадзэн? Прошение милостыни во время зимней паузы обычно приносит достаточно денег, чтобы заплатить медицинскую страховку (где-то 150 долларов в год), что покрывает 70% больничных счетов, но недостаточно денег, чтобы заплатить социальную страховку (где-то 120 долларов в месяц), без которой ты не получишь поддержки в старости. Но разве бедность не нечто само собой разумеющееся для монаха Дзэн, и как мы можем волноваться о старости, когда мы должны практиковать, как будто бы должны были умереть сегодня?
Теперь, как абт Антайдзи, я всё ещё не имею никакого личного дохода, и моя перспектива изменилась: Теперь я должен нести ответственность за мою жену и ребёнка. Как я могу обеспечить их? Как унсуй, я мог потратить зимой некоторое время на прошение милостыни, теперь кто-то должен заботиться о храме - что почти не оставляет времени для личного прошения милостыни. Для унсуя, зубная щётка и немного нижнего белья были достаточным имуществом, теперь растущий ребёнок требует больших затрат. Что будет, если она пойдёт в школу? Что с колледжем? Что произойдёт, если я умру?
Если я так думаю о жизни, то не смогу увидеть, что мне достаточно того, что жизнь предлагает мне в этот данный момент. Даже если бы кто-нибудь дал мне миллион долларов, я бы всё ещё продолжал беспокоиться о будущем, об инфляции, о ворах... Я бы никогда не имел достаточно. Как по-детски!
Я должен вспомнить, для чего я здесь: Практика взрослого. Я принял решение стать монахом и практиковать в Антайдзи, я согласился стать абтом, и я женился и имею ребёнка по собственной воле. Как я могу жаловаться на это? Даже без денег, я и каждый в Антайдзи имеет воздух для дыхания, воду для питья, и любые овощи для еды, которые растут в огороде. Даже хотя урожай в этом году не велик, я никогда не слышал, чтобы кто-нибудь умер здесь от голода. Догэн Дзэндзи говорит, что для практики ты должен быть беден. Какую жизнь тогда я мог бы ещё пожелать?

Конечно, бедность не подразумевает лишь немного материального имущества. В первую очередь она имеет в виду чистоту ума. Саваки роси говорит:
"Если стакан воды в твоём уме совершенно полон, то она перельётся через край, когда ты получишь ещё. Ты должен опустошить этот стакан воды - это означает отбросить свои личные идеи и цепляния эго. Только так ты сможешь развить отношение, которое позволит тебе услышать и принять всё, что истинный учитель предлагает тебе".
Практика взрослого начинается с отпускания наших эго. Без этого отношения мы никогда не получим, что хотим, потому что мы не можем услышать, мы не можем принять это учение, мы не видим инструкций, мы не развиваем веры в дзадзэн, и в итоге после пары лет "практики" мы понимаем, что просто бессмысленно тратим своё время - пеняя на других или на дзадзэн, не видя, что этот "стакан воды" в нашем уме переполнен эгоистичными идеями. "Слишком много" - причина того, что мы никогда не получаем достаточно. Чтобы найти настоящее взрослое удовлетворение, нам не нужно больше - мы должны больше потерять, отпустить нас самих.

Может быть вам уже достаточно, но я всё ещё хочу дальше продолжить исследовать мир взрослого в следующем месяце.
(Дотё)

Ѓ@Ѓ@Ѓ@Ѓ@Ѓ@Ѓ@Ѓ@